Особая каста – таксист СССР
Особая каста – таксист СССР
Не смотря на то, что сама профессия таксист не считалась в Советском Союзе престижной, работа водителем такси имела большой вес. И это не имея возможности подключения к Uber такси – таксисты в СССР были особой кастой – что-то вроде венецианских гондольеров. Попасть на эту работу можно было только по большой протекции или серьезному блату.
Я помню из далекого детства, как соседушки восхищались и завидовали двум молодым девицам-невестам. Одна выходила замуж за проходчика местной шахты, а вторая за таксиста. Обе работы имели высокий социальный статус. Но если работа проходчика это риск и каторжный труд, то муж-таксист это накштальт императора небольшого государства.
Судите сами.
Несмотря на наличие маршрутного листа, таксист был птицей вольной – сам определял себе клиентов, сам выстраивал себе маршрут. На некоторых автомобилях такси стояли рации «Лен» - такие же, как в машинах скорой помощи; и за отдельную плату клиент мог позвонить на стационарный телефон себе домой или на работу.
Доходы таксистов контролировать было сложно. Все, что входило в систему дневного плана, водитель сдавал в бухгалтерию своего предприятия. А все, что сверху – это были его моментальные выплаты. Если водитель хорошо дружил с начальником и диспетчером, то мог по необходимости взять машину на некоторое время в личное пользование.
Престижность работы в такси заключалась и в самих машинах. Стильные и комфортабельные автомобили «Волга» были мечтой многих автолюбителей. Кстати, по нормам того времени, автомобиль ГАЗ-24 («Волга») служил службе такси только два года, а потом подлежал технологическому списыванию. Везунчики из числа таксистов могли купить его затем по номинальной стоимости.